голоса +2
просмотры 159

Цивилизация долины Инда.

К числу древнейших цивилизаций мира относятся шумерская, египетская, китайская и индская. Последняя развилась на территории северо-западной части Индийского субконтинента, ныне занимаемой Индией, Пакистаном и Бангладеш. Письменные документы первых трех цивилизаций поддаются прочтению; надписи же, оставленные индской цивилизацией, во многом остаются загадкой. Поэтому все наши знания о цивилизации долины Инда основываются исключительно на памятниках материальной культуры, извлеченных на свет археологами. По иронии судьбы в части света, прославленной древностью ее литературы, даже самые ранние повествования не содержат достоверной информации о первой расцветшей там великой культуре.

Цивилизацию долины Инда называют хараппской, по названию одного из двух ее крупнейших городов — Хараппа (другим был Мохенджо-Даро). Трудности, встающие перед дешифровщиками хараппского письма, на первый взгляд кажутся непреодолимыми. В значительной мере эти трудности объясняются тем, что представители хараппской культуры пользовались письмом в сравнительно редких случаях. Их «тексты» состоят почти исключительно из кратких надписей на печатях и столь же кратких граффити на керамических изделиях. Самая пространная из известных надписей содержит 21 знак, а в обычных текстах в среднем насчитывается всего по пять-шесть знаков. Это обстоятельство, равно как и пиктографический характер многих знаков, давало простор для воображения не одному исследователю. Предпринимались серьезные попытки связать хараппскую письменность с минойской, ханаанейской, хеттской и даже своеобразным «письмом» острова Пасхи. Изыскания последних лет, строившиеся на данных археологии о жизни Хараппы, привели к более перспективному подходу к проблеме дешифровки. О некоторых достигнутых результатах я и попытаюсь рассказать.

За десятилетия, прошедшие после открытия двух великих центров хараппской цивилизации в 20-х годах, в особенности после второй мировой войны, индийские и пакистанские археологи установили местоположение почти около хараппских городищ. Они расположены широкой дугой, начинающейся у побережья реки Нармада на западе Индии и идущей к северу через Гуджарат и Куч, по районам пакистанского Синда и западного Пенджаба и далее через индийский Раджастан и восточный Пенджаб вплоть до окрестностей Дели. Ряд поселений был обнаружен вдоль побережья Аравийского моря почти до самой иранской границы и в Белуджистане, а недавно французская археологическая экспедиция открыла еще одно такое поселение вблизи древнего Окса (Аму-Дарьи), в глубине Центральной Азии.

Большинство хараппских городищ невелики по размерам, они занимают площадь один-два гектара и обычно располагаются поблизости от рек или ручьев. В распространении этих поселений можно, по-видимому, проследить три этапа. Городища раннего периода расположены в пределах или недалеко от пограничной области между Ираном и Индийским субконтинентом. Поселения периода расцвета распространены гораздо шире. Большинство их находится в самой долине Инда, но и столь отдаленные городища, как те, что обнаружены в Белуджистане и вблизи Окса, также относятся к этому времени. Самые поздние поселения лежат главным образом к югу и востоку от Инда. Находки, сделанные на этих позднейших поселениях, свидетельствуют о том, что носители более древней хараппской культуры смешивались с местными скотоводческими и земледельческими народами. Эти находки наводят на мысль, что хараппская цивилизация не кончилась вдруг, а сыграла определенную роль в развитии того сельского образа жизни, который  столь характерен для этого субконтинента и в наши дни.

есть лучший ответ
пользователь | категория: Образование и наука
редактировать пользователь | просмотры 159

3 Ответы

голоса +1
Лучший ответ

Что же рассказывают нам археологические памятники о жизни носителей хараппской культуры? Они говорят о том, что, во-первых, хараппцы преимущественно занимались сельским хозяйством, выращивали злаковые и огородные культуры, а разведение крупного рогатого скота составляло основу их экономики; во-вторых, материальная культура хараппцев при всей ее простоте была весьма богатой. Хараппцы использовали медь и бронзу для изготовления орудий труда и оружия, а из золота и серебра делали иногда бусы, служившие основным видом украшений. В то же время большую часть артефактов составляют предметы из дерева и кости, раковин, кремня и глины, т.е. из материалов, имевшихся в данном регионе в изобилии. Иногда, правда, встречаются и бусы, искусно выточенные из более редких полудрагоценных камней, таких, как агат, сердолик и лазурит. (Городище, расположенное у Окса, находилось неподалеку от древних разработок лазурита.)

Еще одной замечательной чертой, характерной для культуры хараппцев, является высокая степень стандартизации. В архитектуре использовались кирпичи стандартных размеров, и способы их кладки повсюду были одинаковы. Дренажные и канализационные сооружения были однотипными, размеры жилищ — одинаковыми, а размещение особых сооружений (по-видимому, общественных зданий) по отношению к частным домам подчинялось стандартному плану. Другими проявлениями стандартизации было наличие единой системы мер и весов, единообразные формы и орнаментация керамических изделий и таких артефактов, как ковши, грузила на ткацких станках и даже игрушечные повозки. Одновременно можно указать, что некоторые присущие хараппской культуре явления перешли в более позднюю индийскую культуру, например характерные прически, многочисленные браслеты и ожерелья и даже сам стиль хараппских статуэток.

Сказанного достаточно для самого общего представления о том, что нам известно о культуре Хараппы. То, чего мы не знаем, может быть не менее важным. У нас нет никаких данных о соперничестве между различными государствами хараппской цивилизации, о войнах, которые они вели, о широкой международной торговле или о царях и их дворах и крупных храмовых комплексах, характерных для других цивилизаций древнего мира. Археологические находки практически ничего не сообщают о религии или политической и социальной организации хараппского общества. И все же хараппская цивилизация заметно повлияла на цивилизации, пришедшие ей на смену. Хараппцы возделывали хлопок и, возможно, сеяли рис, одомашнили кур. Они, по-видимому, изобрели игру в шахматы и ветряной двигатель, один из двух важнейших в древности источников немусхульной энергии (вторым было водяное колесо).

Цивилизация долины Инда.

Когда же расцвела эта загадочная цивилизация? На этот вопрос ученые не дают однозначного ответа, но по имеющимся данным можно предположить, что расцвет хараппской цивилизации приходится на период приблизительно с 2200 по 1700 г. до н.э. Большинство хараппских городищ предположительно существовало не более двухсот лет; видимо, они переживали недолгий период роста и развития, в течение которого формировалась четкая структура общества и устанавливались связи с другими поселениями.

Прочтение хараппских надписей — задача настолько трудная, что многие ученые считают ее неразрешимой. Во-первых, эти древние надписи представляют собой неизвестную письменность неизвестного языка и не имеют параллельных двуязычных текстов, как, например. Розеттский камень в Египте или надписи на Вехистунской скале в Иране. Во-вторых, сложность прочтения хараппского письма усугубляется отсутствием пространных текстов. Полный корпус хараппских надписей включает примерно 4000 печатей, оттисков (отпечатков на глине) и граффити на керамике; к тому же многие из этих печатей повреждены, а надписи на керамике часто сохранились неполными из-за сколов и обломов. И наконец, понять хараппское письмо сложно еще и потому, что им пользовалась цивилизация, которая не только была удалена географически от других цивилизаций своего времени, но и далеко отстояла хронологически от высокоразвитых культур, сменивших ее на Индийском субконтиненте.

К счастью, на хараппских печатях имеются не только надписи, но и рисунки, тематика которых может дать ключ к пониманию содержания надписей. Большая часть хараппских печатей имеет квадратную или прямоугольную форму; они сделаны из мягкого и легко поддающегося обработке и резьбе стеатита. На оборотной стороне большинство печатей имеет выступ с дырочкой для ношения на шнурке; на лицевой стороне вырезаны зеркальные изображения надписи и рисунка. Текст и рисунок, вероятно, указывали на личность владельца печати, и ее оттиск на предмете говорил о его принадлежности хозяину этой печати.

Рисунки большинства хараппских печатей содержат один из двух характерных изобразительных мотивов. Первый включает изображение животного. Обычно это длиннорогий бык, но иногда зебу, буйволы, козы, короткорогие быки, носороги, тигры, гавиалы (речные индийские крокодилы) и слоны. Перед животным изображался какой-то предмет. Рядом с дикими и опасными животными помешали нечто вроде блюда, а домашних животных изображали либо у корзины, либо (в особенности длиннорогого быка) у «штандарта», наподобие тех, которые, судя по изображениям на других печатях, носили во время религиозных процессий.

На нескольких печатях животные представлены целой группой. В центре одной такой широкоизвестной печати сидит, поджав ноги по-турецки, антропоморфная фигура «Повелителя зверей» в головном уборе с рогами буйвола. Справа от фигуры изображены слон и тигр, слева — носорог и буйвол. Печать повреждена, но все же внизу слева от ног центральной фигуры можно рассмотреть козла с повернутой назад головой, а справа нечто, что могло быть рогами симметрично расположенной фигурки козла, в остальном не сохранившейся. На другой печати с менее сложной композицией в центре помещен пипал, или священное фиговое дерево (Ficus religiosa), из ствола которого вырастают головы двух длиннорогих быков.

Другая группа животных изображена на призматической печати. (Среди хараппских печатей есть несколько призматических и цилиндрических.) На одной из трех ее граней представлены в ряд слон, носорог и тигр; контур четвертого животного слишком стерт и не поддается определению. Вероятно, эта грань отведена для изображения диких животных. На другой грани видно шествие четырех животных, ни одно из которых, по-видимому, не относится к диким. На обеих гранях, кстати, было помешено и пятое животное, изображенное над процессией зверей. Это гавиал, несомненный представитель «дикой» группы. На «грани диких животных» перед мордой гавиала можно разглядеть рыбу; позади него, вероятно, также изображена рыба. На второй грани рассмотреть что-либо похожее на рыб не удается но обнаружили рыбацкие сети.

13.01.2017 (Get)

пользователь
голоса 0

На четвертой печати с еще более сложной композицией, чем на печати с «Повелителем зверей», введен мотив «поклонения». Здесь повторено изображение пипала, на этот раз в верхнем правом углу. Между ветвей дерева стоит рогатая антропоморфная фигура. Повернувшись лицом к рогатой фигуре, стоит другая — коленопреклоненная; судя по юбочке, это, вероятно, женщина. Слева от нее большой козел. Семь фигур в юбках занимают нижнюю половину печати; прически у всех напоминают современную женскую длинную прическу — «конский хвост». Сиена, которая вырезана на пятой печати, изображает несколько фигур с такими же прическами; на одну из них, облаченную в юбочку, нападает буйвол.

Эти мотивы наводят на некоторые предположения относительно социальной организации хараппцев, а именно: владельцы печатей входили в какие-то группы, более широкие, чем объединения на основе обычных семейных связей. Например, все лица, на печатях которых изображался носорог, могли иметь что-то общее в социальном плане. Этим общим могла быть принадлежность к одной из надсемейных групп вроде клана или объединения сотрапезников. Концепция наличия подобных надсемейных групп подкрепляется изображением на нескольких печатях религиозных процессий, участники которых несут в качестве штандартов статуи животных. Данные группы в свою очередь могли быть частью более широкой двоичной организации общества. Мысль о такой общественной структуре подсказывает, с одной стороны, мотив «Повелителя зверей», а с другой — мотив «поклонения божеству пипала». Такая возможная социальная структура известна этнографам и называется «мойети». Общество, имеющее структуру «мойети», характеризуется разделением кланов или подобных им вторичных объединений на две группы — «половины»; при этом обычно лица, принадлежащие к одной «половине», вступают в брачные отношения с лицами из другой.

Если предположить, что изображение на каждой печати указывало на принадлежность владельца к определенному клану цивилизации долины инда или «половине», то логически следует, что надпись могла определять хозяина как индивида. Она могла, например, указывать имя человека, его профессию, место проживания, должность или титул и другую информацию о нем. В пользу такой интерпретации говорит то обстоятельство, что при изучении надписей на печатях обнаруживается значительное разнообразие в последовательности расположения отдельных знаков и в то же время частое повторение некоторых из них. Данную гипотезу можно принять за основу при попытке расшифровать содержание надписей. Точно так же, как Майкл Вентрис знал, что по крайней мере, некоторые из найденных на Крите текстов с линейным письмом Б представляют собой описи различных вещей, дешифровщик харалпской письменности может допустить, что искать нужно личные имена и украшающие их эпитеты или иные высказывания об индивиде.

Цивилизация долины Инда.

Еще в 30-х годах английский ученый Дж.Р. Хантер определил, что хараппская письменность имела всего 3% отдельных знаков. Более позднее исследование добавило еще 23 знака, так что теперь общее количество известных знаков — 419. Статистический анализ показывает, что они встречаются 13 376 раз в 2290 известных текстах. Из 419 знаков 113 встречаются только один раз, 47 — дважды, 59 — менее пяти раз. Фактически это означает, что оставшиеся 200 знаков употреблялись более или менее постоянно, причем, как показывает анализ, добрая половина из них представляет собой комбинации из простых знаков другой половины.

Полученные данные доказывают, что хараппское письмо не было ни алфавитным, подобно письменности санскрита, ни логографическим (когда отдельные знаки обозначают слова), какой является китайская письменность. Хараппское письмо следует отнести к логосиллабическим системам письма, в которых некоторые знаки означают слова, а другие используются лишь для передачи их слоговых значений или звуков. Примерами такого рода письма являются египетские и ранние шумерские знаки, а также современные японские. Тот факт, что половина находившихся в постоянном употреблении хараппских знаков представляет собой комбинации других столь же употребительных значков, позволяет допустить, что такие комбинации использовались для обозначения абстрактных понятий (как, например, в китайском письме слово «яркость» изображают двумя стоящими рядом иероглифами, означающими солнце и луну) и для подбора слогов, чтобы составить слово.

Решающую роль в любой системе письма играет совокупность приемов, используемых для указания на род, падеж, единственное и множественное число и т.п. Знание этих правил существенно облегчает установление связи между графемами, или самостоятельными компонентами слов и языком, который эти графемы передают. В хараппских текстах некоторые знаки постоянно встречаются в парном сочетании, подобно тому как в английских часто повторяются сочетания вроде «Его Величество» и «Ее Светлость». Исследователи также заметили, что одни знаки чаще появляются в середине текста и редко в начале или конце, тогда как другие, наоборот, обычно открывают или завершают надпись и редко бывают в середине.

Теперь мы подошли к самой сложной части проблемы дешифровки: на каком же языке говорили харалпцы? Когда Вентрис установил, что греческий является языком линейного письма Б (слоговая письменность, принятая во второй половине второго тысячелетия до н.э. на Крите (Кносс) и греческом материке (Микены, Пилос). Язык надписей, выполненных линейным письмом Б, — архаический диалект греческого) он преодолел главное препятствие на пути дешифровки. Археологические данные из интересующего нас региона могут оказать такую же помощь при попытке проникнуть в тайну загадочного языка. Эти данные показывают, например, что хараппская цивилизация не возникла внезапно на пустом месте. У нее была долгая предыстория в пограничной между Ираном и Индией области, затем она получила широкое распространение и, в конце концов внесла свой вклад в процесс становления традиционной деревенской культуры Индии. Такая последовательность событий наводит на мысль о том, что язык, на котором говорили харалпцы, не мог совершенно исчезнуть с субконтинента.

Сделав такое допущение, попытаемся установить, с какой из трех основных семей языков, распространенных в данном регионе, мог быть связан язык хараппцев. Кандидатами на родство являются языки мунда (на них говорят в восточной Индии), которые, по-видимому, связаны с некоторыми языками Юго-Восточной Азии. Изучение древнейших форм языков мунда показывает, однако, что в их лексике мало слов, соответствующих тому, что нам известно о хараппской культуре по археологическим данным. Другой кандидат — индоарийские языки, которые, как принято считать, получили распространение в Индии в середине второго тысячелетия до н.э. Но самый ранний письменный памятник индоариев, Ригведа, рисует типично среднеазиатскую культуру, совершенно отличную от хараппской. Третий кандидат — дравидийские языки, на которых в настоящее время говорят в основном в южной и юго-восточной Индии, а также в некоторых районах северной Индии и Белуджистана.

пользователь
голоса 0

Можно, конечно, рассмотреть и четвертую возможность, допустив, что язык хараппцев не был связан ни с одним из вышеназванных языков. Но все-таки к идее о связи с дравидийскими языками стоит отнестись с большим вниманием, чем ко всем прочим допущениям. Помимо северных форм (ку-рух, малто, брауи) существуют еще 25 живых дравидийских языков. На важнейших из них (тамильском, малаялам, каннада и тел угу) говорят более 100 миллионов человек. И опять-таки археологические данные дают основания говорить об общности языка носителей хараппской культуры и дравидийских языков, хотя для окончательного подтверждения этой связи одних археологических данных недостаточно.

Цивилизация долины Инда.

В 1974 г. при раскопках хараппского городища Аллахдино, вблизи Карачи, был найден обломок полукруглого в сечении предмета из слоновой кости. С одной стороны в нем были высверлены дырочки, по-видимому, для колышков; на другой стороне параллельно друг другу вырезаны два продолговатых углубления. Предмет напоминает жезлы или палочки из слоновой кости, найденные в большом количестве в 30-х годах Э. Маккеем, одним из позднейших раскопщиков большого хараппского города Мохенджо-Даро. Как было доказано, мохенджо-дарские поделки из слоновой кости были не просто игральными костями. На одной из них, квадратной в сечении, одна грань была украшена чередующимися кружками и полумесяцами.

Учитывая, что оба знака в надписях на печатях встречаются вместе с черточками, ко-начально дравидийская система счета, вероятно, строилась на основе числа восемь; счет до 10 в ныне применяемой дравидийцами десятичной системе в дословном переводе звучит так: «один», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «семь», «число», «много минус один», «много».

Со временем ученые отметили наличие в дравидийских языках множества омофонов — слов с одинаковым звучанием, но различными значениями. Например, слово Ага, означающее «шест», к которому подвешивались сосуды для переноски на плече, одновременно означает «хранитель» или «защитник». Слово mm означает «рыба», и оно же значит «звезда». Nuru означает «сто» и одновременно глаголы «молоть» или «толочь».

Принцип омофонического или ребусного написания слов применялся во многих системах письма в древности, в частности в египетской иероглифике. Главное в омофоническом принципе то, что писцы не столько старались изобразить какую-либо вещь, сколько подобрать ей слогово эквивалент (как, скажем, в английском языке изображение глаза означало бы «я», так как и то и другое слово звучит «ай»). Например, имя древнеегипетского правителя Nr-mr передавалось иероглифическими знаками «зубатка полосатая» (nr) и «долото» (тг). Такое изображение должно было означать не то, что человека звали «Некто зубатка-долото», а что его имя звучало как «зубатка-долото».

Дает ли это нам основу для выявления хараппской слоговой азбуки (сил-лабария)? Далее мы попытаемся это проверить, но сначала хочу предупредить, что пробным камнем в любой дешифровке является соблюдение принципа постоянства: если мы говорим, что данный символ означает определенный звук или имеет такое-то значение, то в дальнейшем ему нельзя придавать другое звучание или значение. Всем письменным системам присуща внутренняя логика; если дешифровщики произвольно изменяют значение символов, желая подогнать их к избранной модели, их работа безуспешна.

К настоящему времени слоговые значения даны почти 100 знакам на печатях и керамике, и для каждого были найдены соответствующие дравидийские омофоны. Более чем для ста текстов на печатях предложены переводы, подобные приведенным. Среди них есть и более простые высказывания, как «обладатель воды» (вероятно, личное имя), и такие торжественные фразы, как «Арасамбан, высокий вождь вождей юго-запада, из рода Луны».

Из этих надписей мы узнаем, что многие хараппцы (в том числе и Арасамбан) возводили свой род к важнейшим космическим телам Солнцу, Луне, звездам — и, возможно, к муссонному дождю. Это может указывать на существование определенных различий внутри каждого клана. Вожди были связаны с aramani, т.е. домами вождей, сооружениями, которые могли использоваться и как жилища, и как административные здания. Кроме того, существовало какое-то важное место (возможно, это были «цитадели», обнаруженные археологами), служившие для каких-то особых, пока не установленных целей. Площадь для собраний — открытый двор или колонный зал говорит о том, что собрание вождей играло важную роль в политической организации хараппского общества.

Среди других главных действующих лиц, известных по печатям, были главы объединений (возможно, гильдий, цехов), например медников, а также хранители складов, смотрители ирригационных каналов, землевладельцы; в последнюю категорию входили и женщины. Какие-либо указания на характер религиозных представлений у хараппцев в текстах встречаются редко. Возможно, «рогатое божество» называют «медным» или «красным»; возможно, упоминается и «богиня-мать», но сказать о них что-нибудь определенное пока трудно. Среди действующих лиц менее высокого ранга отметим барабанщиков и певцов; первые, вероятно, созывали собрания, а певцы, по-видимому, развлекали публику или участвовали в ритуальных церемониях.

Печати говорят также о существовании писцов, лиц, заведовавших весами и мерами, инспекторов, следивших за распределением припасов, помолом муки и, возможно, охотой. Были также капитаны кораблей и хранители огня. На многих печатях встречается знак, указывающий на каких-то хранителей и защитников, но не в военном смысле, а скорее как лиц, ответственных за урожай или сохранность стад крупного рогатого и мелкого скота. Одним из приятных, хотя и не полных доказательств того, что дешифровка идет по верному пути, является изображение гавиала на призматической печати; дважды гавиал изображен над шествием «клановых» животных. В дравидийских языках слово «крокодил» звучит mutalar, дравидийское слово «вождь», muiali, является близким омофоном.

Итак, по всей вероятности, языком обитателей Мохенджо-Даро и Хараппы приблизительно 4000 лет назад был древний дравидийский; хараппские писцы старались выработать для него письменность с тем, чтобы можно было назвать имена и титулы представителей элиты Индской цивилизации. Хараппская цивилизация, однако, была распространена на столь обширной территории, что значительное количество недравидийских слов должно было неизбежно попасть в язык харалпцев, точно так же как позже дравидийские слова заимствовались индоариями.

Дешифровщикам еще предстоит очень большая работа, и, несомненно, то, что мы здесь изложили, не лишено упущений и ошибок. Оставшаяся часть работы не менее увлекательна, чем проделанная. И она ведет к цели, которая до самого недавнего времени казалась недостижимой, — сбору информации о политической и социальной организации хараппского общества, его идеологии и других более веских доказательств того, что, заложив основы современной сельской Индии, хараппская культура не исчезла окончательно.

пользователь

Похожие вопросы

голоса +1
ответы 4
голоса 0
ответ 1
голоса 0
ответы 2
спросил пользователь GeFo 08 Июнь, 17 | категория: Образование и наука | просмотры 93
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь GeFo 29 Март, 17 | категория: Образование и наука | просмотры 142
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь Лиза 14 Фев, 17 | категория: Образование и наука | просмотры 129
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь Лиза 13 Фев, 17 | категория: Образование и наука | просмотры 62
голоса +2
ответы 4
спросил пользователь GeFo 23 Дек, 16 | категория: Образование и наука | просмотры 133
1,703 вопросов
ответы 4,278
17 комментариев
2,749 пользователей