голоса 0
просмотры 49
Нестрашно о страшном.

«Мама, я боюсь оставаться дома один» - знакомая многим родителям фраза. Или ее вариации: «Там под кроватью кто-то есть», «В кладовке живет барабашка», «А вдруг меня украдут» - детский мир полон самых различных страхов, причины которых могут быть всевозможными. И, конечно, если боязнь чего-то укоренилась в сознании ребенка и набирает пугающие обороты, то без детского психолога не обойтись. Но если это страх чего-то неизвестного, не связанного с непосредственной опасностью для ребенка, то здесь можно справиться и собственными силами. Однако стоит помнить о нескольких важных моментах.

Во-первых, поговорите с ребенком о том, что его пугает. Очень важно создать доверительную обстановку, в которой ему будет просто рассказать вам о том, что же тревожит ребячье сердце. И, конечно же, не смейтесь над его страхами, какими бы абсурдными они вам не казались, – это подорвет доверие ребенка и в будущем выведать у него что-то будет в разы сложнее.

Второй момент, который вытекает из предыдущего – это поддержка. Она может выражаться словесно или телесно, главное дать ребенку понять, что вы на его стороне и даже взрослые люди иногда чего-то бояться. Не допустить возникновение стыда за страхи – важный ключ к здоровой личности в будущем. Клише вроде «мальчики не должны ничего бояться» порождают в детях замкнутость, стыд и, как следствие, ведут к неврозам.

Третий шаг – это выработка стратегии работы со страхом. В зависимости от того, что предпочитает ваш ребенок, вы можете вместе с ним нарисовать, слепить или вырезать из бумаги его страх. Так он станет более ощутимым и обретет форму, с которой далее можно работать. Важной частью творческого процесса является его завершение – определенный ритуал, который вы проделаете вместе со своим ребенком. Например, рисунок можно зарисовать яркими красками или сделать его смешным, дорисовав какие-то детали, и объяснив малышу, что таким образом страх становится добрым и дружественным. Или сжечь лист бумаги, подбадривая ребенка тем, как здорово он расправляется со своими кошмарами. Если вы слепили страх из пластилина, его тоже можно переделать во что-то менее пугающее, например, добавить улыбку и подарить ему слепленный воздушный шар. Обязательно спросите ребенка, когда окончите ритуал, каким он видит свой страх теперь.

Вы можете инсценировать с ребенком игру, в которой любимые куклы или машинки будут проживать страх вместе с вами. Пусть ваше чадо само выберет ту игрушку, которая ему больше нравится, а после предложите ей встретится со страхом и победить его или подружиться. Очень важно, чтобы ситуация не вызывала приступа паники или негатива. В таком случае лучше прекратить игру и обратиться с ребенком к специалисту.

Наверное, самым действенным и безопасным способом борьбы с детскими страхами является психокоррекционная сказка. Несмотря на специфическое название, придумать ее может любой родитель, главное, включить фантазию и ориентироваться на то, что страх в конце сказки обязательно должен быть побежден. Например, если ребенок боится оставаться дома один, то сказка может быть такой.

«В одной волшебной-волшебной стране жила маленькая принцесса Лёля. И она очень боялась оставаться в своем замке одна. Когда ее родители уезжали в Волшебный Лес, чтобы проверить все свои владения, Лёля очень расстраивалась, потому что ее пугала зловещая пустота в огромных комнатах и залах дворца. Лёля часто пряталась в каком-нибудь укромном уголочке и тихо всхлипывала, обнимая большого плюшевого пони, ожидая, когда же родители вернуться домой. Лёле было очень страшно. Ей казалось, что все предметы в доме оживают и вместе с собой будят самые страшные кошмары, которые только могут сниться маленьким девочкам по ночам. И вот однажды, когда родители снова уехали из дворца, а Лёля удобно устроилась между трельяжами в дворцовой кухне в обнимку с пони, произошло совсем необычное явление. Откуда не возьмись, вдруг раздался приятный негромкий голос:

- Привет, Лёля!

На минутку принцесса вздрогнула, и хотела было зажмурить от страха глаза, но неожиданно для самой себя она вдруг поняла, что это ее любимый пони рассудительно смотрит на нее.

- Привет, Пони! – ошарашенно ответила Лёля, все еще раздумывая, стоит ли закрыть глаза.

- Мне показалось, что ты грустишь, когда остаешься во дворце одна! – благоразумно заметил Пони, удобно устроившись рядом с принцессой.

- Да, - понурив голову, промолвила Лёля, - мне очень грустно и страшно, когда уезжают мои родители, я очень-очень боюсь оставаться одна в таком большом замке!

Лёля тихонько всхлипнула, а маленький Пони сочувственно вздохнул.

- Не беда, принцесса, если ты позволишь, то я покажу тебе, как много всего интересного, захватывающего и чудесного ждет тебя за пределами кухонного серванта!

Лёле было очень страшно, но принцесса слыла по всему королевству как отважная девочка, поэтому она улыбнулась в ответ на слова Пони и, чуть слышно шурша платьем, выглянула из-за угла. Все столы и стулья на кухне стояли на месте, а полки мирно висели вдоль длинных стен дворца. Бросив быстрый взгляд на Пони, принцесса решительно зашагала вперед по коридору.

- Ты же очень любишь рисовать, моя маленькая леди! – сказал Пони, когда Лёля в замешательстве остановилась около кладовки.

- Да, люблю, но все краски и карандаши лежат в темном чулане, а я так боюсь идти туда одна.

- Но ведь я же с тобой! Так давай вместе сделаем это! Ты зря думаешь, что кладовка опасна и недружелюбна, напротив, она очень добра и мила с каждым ее посетителем. – Пони не спеша нажал на выключатель, и страшная на первый взгляд кладовка, озарилась умиротворяющим светом.

Принцесса была очень рада. Она поздоровалась с кладовкой и попросила у нее разрешения взять краски для рисования с резных деревянных полок. Кладовка была очень рада новым гостям и напоследок сказала принцессе, чтобы та почаще заходила в гости.

- Вот видишь, ты такая смелая! – похвалил Лёлю пони, - Пока твоих родителей нет дома, ты всегда можешь найти дело себе по душе, ты можешь рисовать, играть с куклами и лепить из пластилина. А когда ты идешь с добрыми намерениями и чистым сердцем, в любом деле всегда найдутся помощники.

Так принцесса Лёля подружилась с кладовой комнатой, где всегда были припрятаны краски и восковые мелки для нее, с кухней, где всегда была чашка горячего какао, с ванной комнатой, где ее всегда ждало ароматное мыло, а главное – с самой собой. Ведь теперь Лёля не боялась оставаться одна и точно знала, что может победить свои страхи».

Вот и получается, что с детскими страхами можно и нужно работать, главное помнить о хрупкости многогранности внутреннего мира каждого ребенка, в котором таится так много всего.
закрыто с пометкой: статья
пользователь | категория: Семья и дети
есть лучший ответ пользователь | просмотры 49

Похожие вопросы

голоса 0
ответы 0
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь GeFo 28 Июль, 17 | категория: Красота и Здоровье | просмотры 41
голоса 0
ответы 2
спросил пользователь GeFo 30 Дек, 17 | категория: Семья и дети | просмотры 144
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь GeFo 11 Окт, 17 | категория: Семья и дети | просмотры 127
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь GeFo 06 Окт, 17 | категория: Семья и дети | просмотры 50
голоса +4
ответы 4
спросил пользователь GeFo 15 Авг, 17 | категория: Семья и дети | просмотры 83
голоса 0
ответ 1
спросил пользователь Сергей 22 Июль, 17 | категория: Семья и дети | просмотры 59
1,703 вопросов
ответы 4,278
17 комментариев
2,749 пользователей